Специализированный портал для профессиональных участников рынка бытовых услуг

Изразцы: возрождение

Изразцы: возрождение

Немногие из нас знают, что такое изразцы. Слово «изразец» происходит от слова «образец» и представляет собой обожженную глиняную плитку небольшого размера. Изразцы широко использовались для украшения храмов, дворцов, боярских и княжеских теремов, печей. Сама архитектурная керамика зародилась еще в Древнем Египте и Ассирии. С успехом использовалась такая плитка и русскими мастерами, но с особым, индивидуальным подходом к ее созданию. Поэтому именно на Руси изразцы обрели свою неповторимость и уникальность.

Русское изразцовое искусство появилось в X–XI веках в древнем Киеве, а в XII веке – во Владимире и Рязани. Тогда изразцовая плитка выполнялась из керамики и покрывалась прозрачной многоцветной глазурью. Позднее, к XVII веку, на Руси развилось уже несколько видов оформления изразцов: терракотовые (из красных сортов глины), муравленые (плитки, покрытые зеленой свинцовой глазурью), цветные (с покрытием цветной глазурью, преимущественно белых, бирюзовых, желтых и зеленых тонов). В XVIII веке при оформлении печей в моде были «голландские» изразцы, привезенные в Россию Петром I. Такие плитки расписывались кобальтом по белой эмали и многие десятилетия с удовольствием применялись мастерами для украшения дома.

По одной из гипотез, восточные изразцы пришли в Россию благодаря купцам Гурьевым, которые были поражены пышной и нарядной облицовкой медресе и минаретов, в орнамент которой вплетались строки Корана, написанные по-арабски. Находясь под впечатлением от увиденного, Гурьевы использовали при украшении Рождественской церкви в Ярославле восточные многоцветные изразцы.

Период расцвета изразцового творчества приходится на XVI век. Красивой расписной плиткой украшали фасады зданий, интерьеры церковных строений, а также домашние печи. Некоторые работы мастеров считались настоящим произведением искусства.

Для производства изразцов использовались деревянные формы, а ножка изразца для крепления (румпа) изготавливалась либо вручную, либо с помощью гончарного круга. Румпа изразца – одновременно и ее секрет, и ее уникальность. Связано это с тем, что именно румпа позволяет крепить изразец так надежно. Многим изразцам уже несколько столетий! Например, изразцам, украшающим камины дворца князя Меньшикова в Санкт-Петербурге. А еще румпа внутри полая и очень долго сохраняет тепло, поэтому облицованные печи имеют долговременную теплоотдачу.

Изразцы создавались квадратной и прямоугольной формы. Квадратная форма имела размеры около 20 на 20 см с широкой рельефной рамкой. Их называли широкорамочными, или изразцами «большой руки». Толщина таких изделий составляла 1 см. Плитки меньшей формы (14 на 14 см) именовались изразцами «малой руки», но также окаймлялись широкой рамкой. Изразцы прямоугольной формы, как правило, изготавливались высотой 10 см и применялись в основном для облицовки горизонтальных рядов печей.

В XIX веке производство изразцов резко пошло на спад в связи с развитием мануфактуры и промышленности. Сегодня же изразцы практически не применяются при декорировании помещений, их вытеснили более дешевые современные отделочные материалы. Керамическая расписная плитка используется только для придания интерьеру особого колорита. А вторую жизнь изразцам подарило возрождение каминов, при отделке которых их и начали вновь использовать.

Как и много веков назад, в наши дни изразцы по-прежнему используют для украшения мечетей. Например, новая мечеть «Байкен» отделана мрамором и цветными изразцами, отражающими национальную культуру Казахстана.

Изразцы в настоящее время по-прежнему изготавливают вручную (отсюда и достаточно высокая цена – от 8000 тенге за штуку), только формы для отлива уже не деревянные, а гипсовые. По внешнему виду они ничем не отличаются от своих старинных предшественников, однако многие современные изразцы делаются без румпы. Такие плитки монтируются с помощью силикатного клея. Сырье для изразцов – глина с добавлением кварцевого песка. Облицовка изразцами, например, печи осуществляется одновременно со строительством самой печки. Укладка плиток по плечу только настоящему мастеру.

Процесс создания изразцовой плитки долгий и трудоемкий. Поэтому стоимость работ по отделке не может быть дешевой. Такая работа считается авторской, но, как и любое произведение искусства, стоит того. Создание облицовочного изразцового материала и его применение в дизайне интерьеров и сегодня остается настоящим художественным произведением.

 

Юлия Балжик

Фото: voxpopuli.kz, artoffire.ru, www.russian-mayolica.ru

 

 

0 22

Оставить комментарий

Комментарии (0)

Еще статьи по теме

Перейти к списку статей