Специализированный портал для профессиональных участников рынка бытовых услуг

Обзор поставщиков бытовых услуг Алматы

Обзор поставщиков бытовых услуг Алматы

В настоящее время рынок бытовых услуг Алматы выходит на качественно новый уровень. Все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Образы некомпетентных сантехников или электриков безвозвратно уходят в прошлое, на смену им приходят высокооплачиваемые профессионалы. Увеличивается число организаций бытового обслуживания.

В Казахстане рынок бытовых услуг сформирован как малым частным предпринимательством, так и семейным бизнесом и коллективными формами хозяйствования. Основными участниками рынка бытовых услуг являются мастера-одиночки – их порядка 70%, остальные 30% формируют бригады, частные сервисные службы, КСК.

Основными поставщиками рынка бытовых услуг выступают самостоятельные мастера – это мужчины и женщины, чаще 30–39 лет, по каким-либо причинам оставшиеся без работы и работающие на новом поприще самостоятельно или с напарником. Как правило, они продвигают свои услуги через сайты бесплатных объявлений, приезжают к клиенту в минимально короткие сроки и занимаются также и мелким ремонтом. Для самостоятельных мастеров выход на рынок сложен вследствие относительно высоких, но необходимых расходов на рекламу.

Самостоятельные мастера предоставляют свои услуги дешевле, чем сервисные компании, однако не всегда могут гарантировать должное качество выполненных работ, так как многие из таких мастеров находятся на стадии освоения новой профессии и не имеют необходимого опыта.

Вторая группа продавцов услуг – агрегаторы услуг, управляющие несколькими мастерами, как правило, различных специализаций. Агрегаторы услуг создают свои сайты, распространяют визитки, стараются предоставлять как можно больше разных видов услуг. Агрегаторами могут выступать как частные лица, так и субъекты предпринимательства. Как правило, агрегатор берет на себя функцию диспетчера и редко готов от своего лица гарантировать качество.

Третья группа – сервисные компании, имеющие в своем распоряжении материально-техническую базу, бригады специалистов, управляющий персонал. Такие компании крайне серьезно подходят к вопросу логистики и оптимизации работы. В составе сервисных услуг существуют пешие бригады или бригады на автомобилях, оснащенных комплектом необходимых инструментов и оборудования. Сервисные компании стараются достичь равномерного распределения бригад по районам, а наличие запасного экипажа, который может быть вызван, если возникнет потребность, является их преимуществом.

Интенсивному развитию организаций бытового обслуживания способствует все возрастающий спрос на бытовые услуги как со стороны корпоративных клиентов – банков, офисных и торговых центров, так и со стороны частных лиц. Это обусловлено главным образом стремлением людей улучшить качество своей жизни и сэкономить время на повседневных делах, а также динамичным ритмом жизни мегаполиса. Кроме этого, современный быт тесно связан с продуктами технологического прогресса, которые требуют качественного профессионального обслуживания.

Работы в сфере бытовых услуг стали востребованным рыночным сегментом, но даже при огромном спросе на бытовые услуги должное качество их выполнения сегодня отсутствует. Требуются настоящие профессионалы своего дела, которые выполняют работы с учетом всех современных возможностей. Персонал, оказывающий бытовые услуги, до сих пор не до конца сумел подстроиться под новые требования рынка, не освоил распространенные технологии, и не все участники рынка смогли ввести в стандарты обслуживания доброжелательность, активность, заинтересованность, гибкость, открытость, индивидуальный подход к клиенту.

Среди актуальных проблем рынка бытовых услуг Алматы необходимо отметить:

– низкое качество оказываемых услуг, во многом являющееся следствием таких факторов, как устаревшее оборудование, низкая квалификация персонала, низкая заработная плата;

– нездоровую конкуренцию, когда значительное количество мастеров, оказывающих услуги в частном порядке, диктует неоправданно низкие цены;

– нестабильность получения заказов мастерами, у которых вследствие этого нет постоянного заработка, а лишь случайная подработка;

– непрофессиональное отношение мастеров к работе, добросовестное выполнение которой ничем (никем) не проверяется.

Многие мастера ищут клиентов через онлайн-сервисы бесплатных объявлений, например olx.kz, market.kz, размещая свои анкеты на досках бесплатных объявлений. Бесспорно, подобные сервисы наполнены большим количеством анкет мастеров, предлагая потребителю широкий выбор. К примеру, в настоящее время на сервисе olx.kz зарегистрированы 1532 сантехника, а на сервисе market.kz размещено 1313 объявлений сантехников. Для мастеров плюсы таких онлайн-сервисов в их многолетней популярности, простоте поиска, возможности «засветиться» на рынке без затрат, разместив несколько повторяющихся объявлений в разных рубриках.

Сервисы все еще не решают задачу выбора, предлагая алматинцам выбирать себе специалистов из огромного массива непроверенных мастеров. Потребитель не может быть достаточно уверен в правильности выбора, даже переговорив по телефону с несколькими мастерами. Пока не попробует на деле, заказчик не узнает ни уровня профессионализма, ни степени ответственности мастера. При таком отборе нет никакой гарантии качества выполняемых услуг.

Потребители зачастую вынужденно обращаются к частникам, не дающим никакой гарантии, остаются недовольны результатом и получают негативное впечатление о рынке в целом (недоверие к рынку), что сокращает количество желающих обратиться к рынку бытовых услуг в последующем. Решить эту проблему сегодня берутся некоторые сервисные онлайн-компании – агрегаторы, или маркетплейсы, помогающие заказчикам и специалистам по ремонту найти друг друга и начать плодотворное сотрудничество, однако риски, связанные с недобросовестным оказанием услуг, остаются актуальными.

Маркетплейсы позволяют заказчикам получить любую услугу по запрашиваемой цене, не прикладывая рутинных усилий для поиска мастера. Заявка размещается на сайте, мастера подтверждают готовность выполнить заказ на условиях заказчика. Заказчик контактирует с мастерами самостоятельно, выбирая из нескольких согласных выполнить работу лучшего и по приемлемой для себя стоимости. Сервис таких компаний обеспечивает доступность информации о мастерах, публикует фотографии работ и отзывы заказчиков. Ответственность за качество услуг, предоставленных мастером, разместившим свою анкету, несет сам мастер. Однако маркетплейсы предпринимают определенные действия, направленные на минимизацию рисков, связанных с обманами и недобросовестностью поставщиков. Такой сервис может быть или бесплатным, или удерживать до 60% выручки мастера с одного заказа.

По статистике ikomek.kz, на рынке бытовых услуг города Алматы предложение не в полной мере соответствует спросу. Мастерам приходится подстраиваться к возрастающим требованиям, осваивать новые технологии, приучать себя к пунктуальности и находить новые форматы предоставления услуг, гарантирующие качество. На рынок выходят новые востребованные специализации, например муж на час или домашний мастер, доставка продуктов из супермаркета, доставка готовой еды или медикаментов. Рынок готов платить за предварительную оценку ремонтно-строительных работ, востребованы специалисты по организации работ на объекте строительства, снабженцы расходными материалами, готовые осуществлять «доставку до порога» с оплатой на месте доставки.

Самыми востребованными специализациями в 2016–2017 годах стали сантехник, электрик и муж на час. В качестве исполнителей работ на рынке бытовых услуг города Алматы заявляют себя 24% электриков, 21% мужей на час и 19% сантехников (источник данных: ikomek.kz). Меньшую представленность имеют специализации: ремонт компьютеров (7%), уборка помещений (4%), сборка и ремонт мебели (3%), покраска (2%).

Не каждая востребованная (пользующаяся спросом) на рынке специализация имеет соответствующий объем мастеров. Доля мастеров других специализаций составляет 20% (рис. 1). Спрос на них нестабильный, поэтому наблюдается отсутствие мастеров в ряде таких специализаций, как каменщик, сварщик и пр.

Рис. 1

Выводы

Бытовые услуги – один из последних сегментов рынка, вышедших в онлайн. Почти все игроки рынка бытовых услуг – представители малого бизнеса.

Для рынка бытовых услуг Алматы характерны следующие факторы: большое количество мастеров, оказывающих услуги в частном порядке, невысокие цены и низкое качество оказываемых услуг, нездоровая конкуренция, непрофессиональное (несерьезное) отношение мастеров к работе вследствие нестабильности спроса и заниженных цен, недоверие потребителей к рынку из-за отсутствия гарантий качества.

Реакцией на возросший потребительский спрос на бытовые услуги и повсеместное распространение мобильного интернета стало появление начиная с 2015 года сервисных онлайн-компаний – агрегаторов, так называемых маркетплейсов бытовых услуг. Они предлагают выбор из профессиональных мастеров, дают возможность оценивать качество выполненных работ, а также предоставляют профили мастеров с различными элементами, характеризующими отдельного мастера, такими как «лайки», фото работ, отзывы заказчиков, рейтинги, истории заказов и календари занятости.

Ольга Муравьева

0 42

Оставить комментарий

Комментарии (0)

Еще статьи по теме

Перейти к списку статей