Специализированный портал для профессиональных участников рынка бытовых услуг

Как создавались обои

Актуальная тема Назови свою цену!
Наш герой Цена качества
Особенности профессии Ландшафтный дизайнер
Технологии и оборудование Выбираем шуруповерт
Полезные советы Как узаконить перепланировку
Как все начиналось Как создавались обои
Проектирование и дизайн Марокканский стиль в интерьере
Своими руками Фальш-камин
Инновации Биокамин – продукт эволюции
Фреш-рейтинг Топ-10 источников энергии будущего

Такой способ декорирования стен, как оклеивание различными материалами, известен давно. Конечно, менялись технологии, рисунки, способы нанесения и крепления, но так или иначе в основе были подручные средства, с помощью которых человек старался украсить свое жилище. Впрочем, это сегодня обои – в разной степени практичный и доступный декоративный материал, а когда-то они были привилегией избранных.

Тканые обои

Первыми покрытиями, служившими в декоративных целях, были шкуры животных или естественные краски. С появлением и развитием ткацкого дела им на смену пришли ткани. Первые прообразы тканевых обоев существовали еще в древних Ассирии и Вавилоне. Это были грубые холсты с черно-белыми узорами.

В XI веке н. э. стены стали декорироваться цветными полотнами с библейскими сценами или просто орнаментами. Через два века было налажено фабричное производство с существенной оговоркой – обои ткались под заказ и только с ограниченным количеством сюжетов. Гобелены занимали всю стену от пола до потолка, изготавливались из плотной ткани и крепились к стенам с помощью специальных скоб. Конечно, такое производство было запредельно дорогим до того момента, пока художник Иоанн Ван Эйк не предложил расписывать готовое полотно. Так тканые обои стали печатными и подешевели, но не настолько, чтобы использоваться в каждом доме.

Китайский секрет

Китай – родина величайших изобретений человечества, в том числе и бумажных обоев. Собственно, за 200 лет до н. э. была изобретена рисовая бумага, практически сразу за этим последовало ее применение в отделке внутренних стен домов. Бумагу сначала наклеивали на стены, а уже потом разрисовывали иероглифами и картинами, отдельные места покрывали золотом. Как и любой другой, этот секрет хранился в строжайшей тайне и на протяжении столетий был достоянием только китайского народа.

Европейские традиции

Все тайное становится явным, и технология изготовления бумаги перестала быть таковой. Со временем о бумаге и способах ее использования узнали японцы (VI в.) и арабы (VII в.). Из Китая «бумажный» секрет в VIII веке уплыл в Европу на английских кораблях. И хотя англичане всячески старались «европеизировать» этот декоративный элемент – отображать локальные сюжеты, вносить свою моду, – однако долгое время ценились более всего только оригинальные рисованные китайские обои. Поэтому англичане в течение многих веков занимались откровенной подделкой, хотя и безупречной в исполнении.

Впрочем, заслуга англичан в общей истории обоев все же не менее весомая – европейцы с Туманного Альбиона постоянно пытались усовершенствовать технологию производства и нанесения рисунка и первыми стали производить обои в промышленных масштабах. И хотя пальма первенства в этом вопросе то и дело переходила французам, Англия долгое время считалась лидером в отрасли. Первые печатные обои, которые представляли собой просто куски бумаги с черно-белым рисунком, изображающим шишки и листья, были изготовлены в 1509 году в Кембридже.

Впрочем, попытки «обумаживания» стен предпринимались и ранее. Так, в Германии в 1469 году проводилось пробное оклеивание стен «ненужной» печатной продукцией.

Мода на «бумагу»

Бумажные обои оставались привилегией очень богатых людей. Дело в том, что бумага долгое время расписывалась вручную, по трафаретам и эскизам художников – это занимало немало времени, а промышленные масштабы пока не позволяли производить бумажные обои такого же качества и красоты, что и тканые.

Обои были модным, эксклюзивным товаром и продавались свитками до изобретения печатного пресса. В конце XVI века во Франции появилась гильдия «обойщиков» – они выпускали обои кусками, но до рулонов и массового производства обоев было еще далеко. Обои крепились на деревянный каркас и имитировали естественные поверхности – штукатурку и кирпич.

В 1675 году французский гравер Жан Папильон создал прообраз «матрицы» для печати обоев с непрерывным рисунком – деревянные формы с повторяющимися узорами. Изобретение Папильона ускорило процесс изготовления обоев.

«Фальшивые шелка»

Наряду с набиравшими популярность бумажными обоями в ходу по-прежнему оставались и тканые, и, выражаясь современным языком, стилизованные под них обои. На бумагу с помощью «грунтовки» наклеивались обрезки шелковой нити. Были попытки приклеивания крашеной шерсти, но «бархатное» покрытие не прижилось. Такие обои, по сути, являлись подделкой тканых, но тем не менее свою нишу заняли достойно – «фальшивые шелка» применялись в отделке резиденции королей и замков других знатных персон. Автором «благородной материи» считается Цанер, которому приписывают и печать рисунка с помощью штампа, однако так делали и китайцы еще в начале «бумажной» истории.

Промышленный толчок

Развитие технологий привело к тому, что в 1750 году процесс печати изображения на ткани был успешно применен к бумаге. Первое поточное изготовление бумажных обоев больших размеров было организовано немецким промышленником Иоганном Кристианом Арнольдом. Однако к рулонному производству пришли только через столетие.

В 1778 году Людовик XVI издает указ, в котором прописывается оптимальная длина обоев в 34 фута (10,4 метра). Через 20 лет, в 1799 году, французский изобретатель Луи Робер представил широкой публике машину, способную изготавливать бумагу заданной длины в рулонах, но это было совсем невыгодно англичанам, так как в то время налогообложению подвергался каждый лист бумаги.

Первый «французский» обойный рулон с типографским рисунком, близкий по внешнему виду и «содержанию» к современным обоям, появился только через 50 лет после недооцененного изобретения Робера. Стоит отметить, что в «обойной» моде к тому моменту уже отошли от естественных поверхностей в пользу пейзажей, цветов и имитаций природных материалов – малахита, мрамора, лазурита.

Тем временем английский мастер-печатник У. Престон предположил, что рисунок на обоях можно печатать с помощью валиков на коленкоре. Так появился прообраз обойного станка.

Во многом удешевление производства и разнообразие узоров, а значит, и массовая популярность обоев стали возможными благодаря изобретению электричества – до этого все обойные станки работали на пару. Обои стали печататься с помощью огромных металлических валиков, а все процессы – проклейка, грунтовка, сушка – стали механическими. В 1830 году продукция стала доступной, выпускались рулоны шириной 47 см и длиной 8,16 м. В 1858 году появились влагостойкие обои. Обои с однотипным орнаментом стали производиться со второй половины XIX века.

От спецодежды к обоям

Флизелиновые и виниловые обои появились в XX веке. Винил как основа для декоративного материала был запатентован американской компанией B. F. Goodrich Company в 1933 году. Через 14 лет в продаже появились первые виниловые обои с плотной полиэтиленовой основой, впоследствии ставшей пористой.

В то же время на противоположном континенте, в Германии, стали использовать флизелин, или целлюлозные волокна, в изготовлении обоев, хотя изначально компания Freudenberg Vliesstoffe KG занималась производством нетканого материала для спецодежды.

А как появились фотообои?

Прообразами современных фотообоев служили миниатюры, литография и… рекламные плакаты.

Известна история, когда Людовик XI заказал у известного художника Жана Бурдишона, специалиста по миниатюре, 50 свитков с изображением, близким к реальности. Художник изобразил ангелов на голубом фоне.

Касательно литографии и рекламных плакатов, французский художник-литограф Жюль Шере и его коллега Анри Лотрек наверняка даже не представляли, какой вклад они внесли в историю обоев, когда в середине XIX века проводили эксперименты с расположением рекламы на бумажном листе. Сначала это были черно-белые изображения, а со второй половины века – с окрашиванием в яркие цвета.

Конечно, с развитием фотоискусства и печатного дела такие обои приобрели современный вид и продолжают совершенствоваться.

Как мы видим, на протяжении всей своей истории обои как элемент декорирования стен всегда были востребованными. Что уже говорить про сегодняшний день, когда так безграничен ассортимент материалов, расцветок и текстур. Конечно, мастер должен уметь работать с каждым материалом, но не лишним будет напомнить об уместности того или иного вида обоев в конкретном интерьере и соотношении цены и качества. В совокупности это даст 100-процентный результат, который удовлетворит и мастера и клиента.

 

Анна Фрайбергер

Фото: artdeco2011.ru